Ретроспектива Streets of Rage (Bare Knuckle) 1-3
Streets of Rage (Bare Knuckle)
Разработчик: Sega (Streets of Rage 1-3), MNM Software (Streets of Rage), Ancient, H.I.C., Shout! Designworks (Streets of Rage II)
Издатель: Sega
Год: 1991-1994
Платформа: Sega Mega Drive / Genesis
Порты: Sega Game Gear, Sega Master System, MegaPlay, GameCube, iPhone OS, Wii, PlayStation 1-3, Xbox, Xbox 360
Жанр: Beat 'em up
Есть такой анекдот: "Сначала ты хочешь приставку, потом - мобильный телефон, потом - компьютер... А потом хочешь чего-нибудь простого. Например, приставку..." Чертовски жизненно. После всех этих заумных стратегий и варгеймов, шутеров в стиле "миллион-возможностей-плюс-открытый-мир-плюс-ещё-куча-фишек" и прочих рейсингов так и подмывает прикупить себе третью "Соню" или Xbox 360 и придаться спиномозговым развлечениям а-ля "God of War".
Геймеры же старой закалки достанут с полки Sega Mega Drive или Dendy. Те, кому повезло меньше (ну, например, кнопки джойстика работают через раз, картриджи потерялись, а сама консоль "заводится" лишь после сильного удара кулаком), тоже не отчаиваются: всегда можно скачать эмулятор любой "древней" приставки и образы игр (ромы) к нему. Благо выбор таких "радостей" на нашем сайте более чем хороший. Так что окунуться в прошлое сегодня может каждый. Но, как бы ни была обширна коллекция картриджей / ромов к той же Sega Mega Drive (об игре именно для этой приставки сейчас и пойдёт речь), можно с почти стопроцентной увереностью сказать, что большинство из них - это файтинги, beat 'em up'ы и прочие изометрические забавы жанра "мордобой". Посмотрим, посмотрим... Mortal Kombat, Double Dragon, Battle Toads... О, а вот это интересно! Streets of Rage, он же Bare Knuckle (под таким названием этот проект известен жителям Страны Восходящего Солнца). Именно о нём мы и поговорим.
Начало. Streets of Rage
Первая часть трилогии вышла на Sega Mega Drive / Genesis 2-ого января 1991 года (японский релиз, получивший название Bare Knuckle: Furious Iron Fist). Что и сказать, проект у Sega и MNM Software вышел отменный!
Геймплеем Streets of Rage больше всего напоминал Golden Axe или 8-битных Teenage Mutant Ninja Turtles: вид сбоку, враги, набегающие "из-за экрана", периодическое "запирание" в локации, откуда выпускали лишь тогда, когда все противники будут уничтожены. В конце почти каждого уровня игрока поджидал непропорционально большой "босс". Антагонистами являлись уличные панки, злобные каратисты, гротескные девушки с хлыстом и в униформе, рестлеры, причём враги периодически меняли цвет одежды и "наращивали" лайфбар. А уж сколько их было... Всех негодяев, изничтоженных геймером по ходу игры, хватило бы, чтоб заселить небольшой город.
"Откуда же появилось столько злодеев?" - спросите вы. Всё просто. Жили-были в простом городке простые люди... Как вдруг появилась преступная организация, названная Синдикат, во главе с неким Мистером Икс. Город тут же заполонили криминальные элементы, и не видать горожанам спокойной жизни, если б на их защиту не стали три доблестных копа - Адам Хантер, Аксель Стоун и прекрасная дама Блейз Филдинг. Как видите, сюжет прост (да и кому он нужен в образцовом "битемапе"?). Тем не менее, авторы придумали аж две концовки, причём вторая из них доступна лишь при игре с товарищем.
Как вы уже поняли, игроку предстояло взять под свой контроль одного из полицейских. Кстати, герои имели некоторые различия. Адам был самым медленным, зато бил больнее всех; Блейз не обладала большой физической силой, но проводила поистине смертоносные захваты и была быстра; а Аксель являл собой "золотую середину". Сделав свой выбор, можно было приступать к увлекательнейшим уличным разборкам. Помимо личных боевых навыков, в бой шли биты, обрезки труб, газовые гранаты и бутылки, с весёлым звоном разбивавшиеся о головы врагов. Кроме того, можно было вызвать на помощь неизвестного копа, ставшего на сторону главных героев, который очищал из минигана или ракетницы экран от врагов и наносил серьёзный урон "боссам".
Кроме улиц, вынесенных в название игры, герои побывали на каком-то заводе, корабле, заглянули в резиденцию Мистера Икс и т.д. Смена локаций не давала заскучать, хотя поводы для этого были. Но об этом ниже…
Streets of Rage поощрял выбор мультиплеера, а не сингла: если сесть за игру с товарищем (дав ему предварительно второй джойстик, конечно), то в кооперативе обнаруживались командные приёмы. А ещё можно было померяться силами в versus-режиме.
Про техническую сторону проекта можно и не говорить. Красочная графика, нестыдная анимация, саундтрек, выходивший в своё время на 3-х CD.
Были, конечно, и минусы. Никакие "перекрашивания" не могли скрыть малое количество видов врагов, тем более, что их все эти виды игрок видел уже на первом-втором. Да и геймплей был не самым разнообразным и под конец слегка наскучивал.
Тем не менее, проект получился более чем удачный. Неудивительно, что Streets of Rage был портирован на другие платформы: Sega Master System, PlayStation One, MegaPlay, а относительно недавно заглянул на Wii, iPhone и iPod Touch. У Sega стало на одну хорошую игру больше. Сиквел просто обязан был появиться...
Только факты:
- обладатели 8-битных Sega Master System и Sega Game Gear не смогли поиграть в оригинальный Streets of Rage. Версия для Game Gear банально страдала из-за бедности палитры консоли, "потеряла" некоторые уровни (!) и анимации. Версии для Master System повезло больше: она базировалась на другом движке, но была, по сути, совсем другой игрой со своей механикой. Зато там был уникальный "босс", не встречавшийся ни в какой другой версии проекта;
- по мотивам игры была издана серия комиксов. Правда, сюжетно она относилась скорее к Streets of Rage II, чем к оригиналу.
Восхождение. Streets of Rage II
В 1992, аккурат под Новый Год, "зарелизилась" вторая часть игры (в Японии она получила название Bare Knuckle II: The Requiem of the Deadly Battle). Была проведена серьёзная работа над ошибками и доработка проекта: графика стала ещё лучше, геймплей - разнообразнее... Но обо всём по порядку.
Сюжет, как и в оригинале, незатейлив. Главные герои первой части живут обычной жизнью: Аксель работает телохранителем, Блейз - учителем танцев, Адам же вернулся в полицию. Вдруг откуда ни возьмись появляется Мистер Икс, похищает Адама, и угроза вновь нависает над городом.
Однако, "забрав" у игроков Адама, разработчики предоставили двух новых героев. Первый из них, Эдди 'Скейт' Хантер (младший брат Адама), рассекает по уровню на роликах, обладая, естественно, огромной скоростью. Эдди был единственным, кто мог уклоняться от атак перекатом (в Streets of Rage 3 эта возможность будет у всех героев).
Второй новичок - Макс Хэтчет, профессиональный рестлер. Понятно, что из всех героев именно он обладает наибольшей силой удара. Но в бегуны Макс явно не годится - передвигается он о-о-очень медленно. Зато долгие годы, проведённые на ринге, научили его множеству смертоносных захватов: схваченному врагу можно было ударить локтем в лицо, сломать спину и т.д.
"Старички" в лице Акселя и Блейз использовали в основном захваты и удары из первого Streets of Rage.
Слегка изменилась механика игры. Доброго копа-помощника упразднили, зато каждый герой получил индивидуальный супер-удар, отнимавший немного здоровья. Плюс появился удар с разбегу, наносивший больше урона, чем обычный. Арсенал оружия мало похож на оный в оригинале: биту заменили на катану, убрали газовую гранату и бутылку, зато добавили кунаи - оружие ниндзя. Да-да, в Streets of Rage II появились ниндзя! А ещё рокеры (прямо на байках), кикбоксеры и даже боевые роботы. Если оригинал был более-менее реалистичен в плане врагов, то уж тут авторы оторвались по полной (чего стоит хотя бы парень с джет-паком!). Зато геймплей стал интереснее и напряжённее, ведь у каждого негодяя, как бы фантастически он ни выглядел, была своя тактика ведения боя. Да и AI научился новым трюкам, таким, как подбирание оброненного оружия и командные атаки. Из приятного: враги получили лайфбары (раньше он был только у "боссов") и имена. Правда, дешёвый трюк с изменением цвета одежды остался, но тут он выглядел как дань традициям серии, а не как надувательство.
Изменился графический стиль игры: палитра стала ярче, из-за чего проект стал смотреться мультяшно, увеличилось качество рисовки. Звук по-прежнему был на высоте, придраться не к чему. Набор арен стал ещё разнообразнее. Кроме завода и, конечно, улиц игроки побывали на бейсбольном поле, личном острове Мистера Икс, арене для реслинга. Теперь в одну миссию входило несколько зон, а не одна, как в прошлой части.
В результате, Streets of Rage II играется на "ура" даже сегодня и смотрится получше некоторых современных трэшовых слэшеров. Но не стоит бежать качать ром (по крайней мере, сейчас), ведь впереди - Streets of Rage 3.
Только факты:
- на втором уровне игры по улице возле бейсбольного стадиона расклеены плакаты с надписью "It's Like Boo!". Это относится, скорее всего, к толстым врагам, напоминающим своим телосложением злодея Majin Buu из аниме Dragon Ball;
- в бета-версии Streets of Rage II легко заметить, что анимация Макса изначально была иной, а его приёмы не отличались от приёмов Акселя и Блэйз. Однако авторы решили, что грозный рестлер уж слишком напоминает своими движениями гориллу, потому анимация была полностью перерисована и герой получил свой стиль боя.
Победа. Streets of Rage 3
В Sega не могли так просто оставить столь удачную серию. Вторая часть проекта была, как и первая, портирована на множество платформ и получила похвальные отзывы от критиков. Однако точка в истории о героических служителях правопорядка не была поставлена. Потому в 1994 году свет увидела Streets of Rage 3 (в Японии релиз обошёлся без подзаголовка - просто Bare Knuckle III), заключительная часть трилогии.
Авторы игры поработали над сюжетом: опостылевшее "мистер Икс вернулся" никуда не делось (правда, вернулся он в весьма необычной форме), зато появились похищения чиновников, бомбы, заложенные в городе, "подстава" Акселя, несколько концовок (зависели от выбранной сложности и времени прохождения некоторых зон), сюжетные развилки и кат-сцены после миссий. По сравнению с первыми двумя частями, история, рассказанная третьей, просто гениальна.
Решив не ломать то, что и так отлично работает, разработчики оставили движок прежним, слегка подкорректировав графику (чего стоит хотя бы "лазерное шоу" на уровне в клубе). Арены сражений стали "реагировать" на действия игрока: например, если бросить противника на складе в первой миссии, то цепи, свисающие с потолка, начнут качаться. Кстати, про арены. Авторы нашли место для самоиронии. Примерно в середине игры геймер попадёт на уровень... с лифтом в штаб-квартире Синдиката из Streets of Rage II.
Сразу привлекает внимание лёгкий рестайлинг набора героев: Аксель, Блэйз и Эдди Хантер сменили одежду, а Макса заменил некто доктор Зан, старик-киборг с тёмным прошлым. По стилю боя он больше всего напоминал Адама из первой Streets of Rage (кстати, Макс и Адам появляются в кат-сценах). Кроме того, доктор превращал подобранное оружие в энергию, которой бросался во врагов. Арсенал, кстати, пополнили бита из оригинального Streets of Rage, доска и боевая граната. Ах да, ещё в Streets of Rage 3 были скрытые персонажи. Ими являлись два "босса" - телохранитель мистера Икс Шива и... бойцовский кенгуру Ру, за которых можно сыграть, использовав чит-коды. Правда, у них не было всех движений, которые есть у "стандартных" героев, зато "боссы", попавшие под управление игрока, наносили противникам огромный урон своими супер-ударами.
Но и врагам было чем ответить! Кроме стандартного увеличения количества видов уличных панков, появились киборги а-ля Терминатор, "серьёзные дяди" с пистолетами, обновлённые боевые роботы... А уж "боссы", как говориться, "жгли". Самурай, создававший две копии себя любимого, близняшки из первой части, безумный доктор - наиболее яркие примеры "больших" злодеев. Плюс вернулись ловушки, которых тоже стало больше.
Снова слегка поменялась механика игры. Все герои получили возможность перекатываться, чтобы избежать атаки, оружие использовалось ограниченное количество раз, а игрок, подобравший его, мог выполнить своеобразный спец-удар. Появилась шкала, по заполнению которой можно было выполнить "бесплатный", т.е. не отнимавший здоровья, супер-удар.
Задачи миссий не всегда сводились к "дойди до другого края экрана". Теперь игроку предлагалось убегать от экскаватора, спасать шефа полиции, отключая ядовитый газ. Были и просто интересные арены, например, подземный уровень, где надо было уворачиваться от ездящих туда-сюда по рельсам вагонеток.
В общем и целом геймплей Streets of Rage 3 самый яростный, скоростной и адреналиновый из всех частей. Картину дополняют отличная, как уже говорилось, графика и приятный звук.
Только факты:
- японская версия проекта имела ряд отличий от европейской и североамериканской. Так главные герои были одеты в «классические» костюмы. Первый босс, Шива, был заменён на карикатурного «голубого» Эша. Да чего уж там, даже сюжет и некоторые локации «японки» были совсем другим;
- в игру планировалось добавить уровень, где герой ездил на байке, сражаясь с врагами (это видно на предрелизных скриншотах). Однако позже эта фича была убрана. Но не до конца. Использовав специальные Game Genie-коды в японской версии проекта, всё можно попасть в эту миссию, но серьёзные баги и общая недоделанность отнюдь не способствуют приятной игре.
Вот так и завершилась история "Улиц ярости". Яркие, запоминающиеся и попросту захватывающие игры серии не зря вошли в сборник лучших игр с платформы Mega Drive, названной Sonic Gems Collection. Это уже не говоря про множество портов на другие консоли и множество поклонников.
Несколько слов об эмуляции на PC. Лучше всего эмулировать Mega Drive-версии Streets of Rage, т.к. они наиболее качественны. Для этого подойдёт эмулятор Gens v2.14 или Gens 32 Surreal. Если вам показалось мало Sega’овских проектов, то стоит сыграть в Fighting Force 64 на Nintendo 64, которая является ближайшим «родственником» Streets of Rage. Если мало и этого, то обратите внимание на проект команды Bombergames - Streets of Rage Remake. Ребята с 2003 года корпят над своей версией трилогии в стиле «3 игры в 1»: в игре обещают быть вырезанные фичи из всех Streets of Rage, вроде огнестрельного оружия и уровня на байках, переработанные графика и саундтрек, сюжетные развилки, зоны из 3-х оригинальных игр и ещё много-много приятных вещей. Streets of Rage Remake уже подбирается к финальной (скорее всего) версии 5.0, но простым геймерам доступна 4.01а. Так что скучать не приходится!
Автор: Илья NOTlamer Хилько.